Как и какие летние шины лучше выбрать?
Люди, недавно пополнившие ряды водителей сталкиваются с трудностями выбора летних шин. На прилавках магазинов представлены десятки покрышек от множества производителей и совсем непонятно, на какие параметры обращать внимание, чтобы не попасть впросак. Понять, какие летние шины лучше купить поможет эта статья.

Вы же пока определитесь с суммой, которую готовы потратить на покупку комплекта и учтите, что выбирать покрышки нужно с учетом стиля вашего вождения и разрешенных типоразмеров (ширина, высота и диаметр).
Чем летняя шина отличается от зимней?
Первое отличие, которое бросается в глаза при визуальном осмотре зимних шин – более глубокий и грубый протектор, который необходим для обеспечения улучшенного сцепления с дорогой и преодоления препятствий в виде снежных насыпей. У летних шин высота протектора меньше, а твердость резины – выше.

Это обусловлено особенностями эксплуатации и необходимостью решения иных задач при движении:
- В условиях повышенных температур – обеспечение оптимальной плотности, износостойкости и упругости шины, и, как следствие, улучшенного сцепления с дорогой;
- Повышенное сопротивление качению;
- Отвод влаги из пятна контакта с целью увеличения устойчивости на дороге в дождливую погоду.
Каждая шина имеет свой химический состав, который разрабатывается специалистами. Более мягкая зимняя резина, если ее эксплуатировать при температуре выше +5 градусов становится еще мягче, изнашивается в ускоренном режиме, негативно влияет на управляемость автомобилем. Летняя шина от 0 градусов и ниже становится еще тверже, дубеет, «шумит», повышаются риски уйти в занос даже на сухом асфальте, а при проколе колесо может лопнуть.
Не меньшее значение имеет рисунок протектора, который бывает симметричным, несимметричный и т.д. Он напрямую влияет на ходовые характеристики авто, но об этом чуть позже.
Еще одно отличие зимней шины от летней – наличие шипов. За счет этого автомобиль увереннее держится на дороге в условиях обледенения. А вот летом – наоборот, сцепление шипованных покрышек с сухим асфальтом будет хуже.
Универсальный вариант – всесезонные покрышки. Но они проявляют себя при температуре от -5 до +10 градусов. Использовать их постоянно не рекомендуется, так как они будут проигрывать сезонным изделиям.
Как понять, что пора менять зимнюю резину на летнюю?
Шины должны быть своевременно заменены при кардинальном изменении климатических условий. Последствия чрезвычайно опасны – повышение риска попадания в аварийную ситуацию. Каждый год тысячи водителей в мире, вовремя не сменившие резину, становятся участниками аварий, о чем регулярно упоминается в новостных сводках.
- Запрещено ездить на шипованной резине в июне, июле и августе;
- Зимняя резина должна стоять на авто в период с декабря по февраль включительно.

Точных дат в законодательстве не прописано, поскольку в разных регионах изменение температурного режима происходит неравномерно. Нужно ориентироваться по погодным условиям. Приняты 2 даты, которые являются универсальными для большинства регионов: 15 марта и 15 ноября. На деле часто учитывают на среднесуточную температуру. Если она установилась на отметке +5-+7 градусов и держится определенное время, резину меняют.
Внимание! Перед выездом из дома учитывайте, что ночью температура снижается сильнее, поэтому наутро на дороге часто образуется ледяная корка. Если у вас уже установлена летняя резина – езжайте максимально осторожно: держите достаточную дистанцию до впереди едущего автомобиля, будьте аккуратны на спусках и подъемах. Избегайте их по возможности. Это же касается и ночных поездок.
Какое наказание грозит за эксплуатацию авто с шинами, не соответствующими погодным условиям?
По состоянию на 2018 год отсутствует какой-либо штраф за несвоевременную замену летних шин на зимние или наоборот. В ближайшем будущем Госдума планирует рассмотреть законопроект о наложении штрафа за использование летних шин зимой, но пока он предусмотрен лишь за нарушение требований к протектору в размере 500 рублей.

Остаточная глубина рисунка протектора (с учетом отсутствия индикатора износа) должна быть не более:
- 0.8 мм – у мотоциклов, квадроциклов, мопедов;
- 1 мм – у грузовых автомобилей и прицепов с максимальной разрешенной массой более 3.5 т;
- 1.6 мм – у грузовых автомобилей и прицепов с максимальной разрешенной массой до 3.5 т и легковушек;
- 2 мм – у автобусов.
Установка прошлогодней шины: требования
Согласно перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм.
5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
Главный посыл – резина должна быть годной для эксплуатации, без излишних повреждений и чрезмерного износа. Если она не соответствует требованиям – ее использование запрещено.
Обратите внимание на степень износа разных шин. Он не равномерный: на ведущей оси – больше, на второстепенной – меньше. Перед монтажом прошлогодних покрышек поменяйте местами передние и задние. Так вы увеличите срок их службы, обеспечите лучшую управляемость автомобилем.
Покупка новой шины: требования
Какие летние шины нужно брать? Согласно перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Первое, на что нужно обратить пристальное внимание – соответствие новых шин модели авто. Второе важное требование – наличие на передней и задней оси одинаковых шин. На практике этим правилом часто пренебрегают.
Почему нельзя ставить колеса с разными покрышками?
Потому что это небезопасно. Они могут отличаться по химическому составу, что неизбежно приведет к расхождению коэффициентов сцепления с дорогой. Как результат – занос, отклонение от траектории и т.д. Вы будете в максимальной безопасности, когда поставите идентичные шины: начиная от рисунка протектора, заканчивая маркировкой. Даже покрышки одной модели могут отличаться, если произведены в разные годы или двумя-тремя заводами, что тоже приведет к неравномерному износу и проблемам в управляемости.
Выбор шины по типоразмеру
Типоразмер – ширина, высота и диаметр шины. Параметры подбираются те же, что установлены заводом-изготовителем. Вся информация нанесена на покрышку.

Расшифровка маркировки (российская):
- Первая цифра – ширина профиля;
- Вторая цифра – соотношение высоты профиля к ширине;
- Буква «R» – указывает на радиальную конструкцию покрышки. Если буква отсутствует – шина – диагональная.
Какая летняя резина лучше? Радиальные шины обеспечивают увеличенное сцепление колес с дорожным полотном, что особенно важно при скоростном прохождении поворотов. Они долговечнее за счет увеличенной износостойкости, обладают низким сопротивлением качению, что положительно сказывается на экономии топлива.
Размеры летних шин: пример расшифровки 185/75 R16:
- Ширина шины – 185 мм;
- Высота профиля – 185*0,75 = 138.75;
- R – радиальная;
- 16 – радиус диска (дюймы), на который возможна установка этой шины.
В дополнение к этой информации на изделии указывают допустимую нагрузку, индекс скорости, данные производителя и т.д.
Запомните! чем ниже показатель профиля, тем выше чувствительность колеса, но лучше управляемость.
Боковая маркировка

- DOT (американская) – департамент транспорта США, соответствие требованиям безопасности. Последние 4 цифры – дата выпуска (неделя по счету и год). Пример: DOT NCJ6 2YXR 2614 – 26 неделя, 2014 год. Срок хранения резины 5 лет, если произведена ранее – лучше не брать. Если уже купили – вправе потребовать деньги назад (магазин).
- Made in (произведено в): данные о стране;
- Tradewere – индекс износа. Чем больше, тем лучше;
- Temperature – класс стойкости к высоким температурам;
- Traction – класс тягового усилия (индекс сцепления от A (наилучший) до C (наихудший)).
- Цифры после типоразмера – индекс нагрузки;
- Буквы после индекса нагрузки – индекс скорости.
Индекс нагрузки определяется путем деления максимально допустимой массы автомобиля на количество колес с учетом коэффициентов и многократного запаса. Пример:
- Общая масса авто – 2 тонны;
- Поправочный коэффициент для легковых авто – 0.7;
- Количество колес – 4.
Тогда получим ((2000*0/7)/4)*2 = 700 кг. По таблице значений индексов нагрузки принимаем индекс равный 96.
Индекс скорости обозначается буквой, значение которой также имеется в таблице. Если написано 96 T – то максимальная допустимая скорость для шины – 190.
Метки на бортах
На шинах есть красная, желтая и белая точки (или треугольники). Они важны при монтаже резины на диск:
- Красная – самое жесткое место боковины шины, должно быть совмещено с низшей отметкой на диске – «L»
- Желтая – самое легкое место шины, которое нужно совмещать с наиболее тяжелым на диске – с ниппелем;
- Белая – наиболее гибкое место боковины шины, которое нужно совместить с верхней меткой (противоположной отметке «L»)

Цветная маркировка на протекторе
Летние шины, протектор которых на протяжении всей длины «сопровождается» цветными полосками некоторых удивляют. Нанесение меток производится для того, чтобы сборщик мог точно определить, что заготовок протектора предназначен для конкретной модели шины и ее размера.
Почему нужно использовать разрешенные типоразмеры шин?
Ставить нужно те шины, которые разрешил завод-изготовитель. Все остальное – от лукавого по нескольким причинам:
- Если диаметр резины больше, колесо может цепляться за колесные арки. Та же картина бывает при увеличенной ширине шин, когда автомобиль входит в поворот;
- Установка более низкопрофильной резины влечет целый ряд проблем, несмотря на незначительные преимущества: это больше шума при езде, необходимость излишней проверки давления в шинах, увеличение нагрузки на ГУР (гидроусилитель), покупка более широких дисков, ускоренный износ подвески и т.д.;
- Если поставить резину более высокопрофильную, то снизится управляемость, а шина вовсе может соскочить.
Обратите внимание! Низкопрофильные шины подойдут любителям острых ощущений при наличии качественного дорожного полотна. Недостатки такого решения полностью ложатся на их плечи. Высокопрофильная резина позволяет легче преодолевать изъяны дороги, подвеска остается более защищенной и это – выбор активных людей, которые привыкли к комфортной езде и бережно относятся к своему имуществу.
В летний период предпочтительнее более широкая резина. Тесты летней резины давно показали, что в этом случае заметно улучшаются динамические характеристики автомобиля и, как следствие, безопасность передвижения. Торможение и разгон становятся эффективнее. Обратная сторона медали – увеличенная вероятность аквапланирования и расход топлива.
Если вы – житель крупного города, вам вполне подойдет средний типоразмер шин из предложенных производителем. Если замена дисков не входит в ваши планы, то подобрать шины на основании вышеизложенной информации будет легче простого.
Рисунок протектора: основные нюансы
Рисунок протектора, его направление и дальнейшая установка важны и имеют ряд особенностей. Виды рисунков протектора:
- Симметричный ненаправленный;
- Симметричный направленный;
- Ассиметричный.
Рейтинг летних шин по ценовой доступности открывают изделия с симметричным направленным рисунком. Они универсальны. Их характеристики не зависят от особенностей эксплуатации и направления вращения колеса. Для тех, кто не хочет разбираться в особенностях покрышек и не готов платить много это – лучший вариант.
Направленный рисунок

Направленный рисунок протектора способствует улучшению управляемости, стойкости к аквапланированию. Главное назначение рисунка – в ускоренном режиме выводить влагу их пятна контакта, что с успехом доказал не один тест летних шин. Одна из отличительных особенностей этого типа резины от предыдущего – необходимость правильной установки. Если она будет крутиться в противоположную от запланированной сторону, то эффект от рисунка станет противоположным – увеличение расхода топлива, нестабильность на дороге, ускоренный износ.
Ассиметричный рисунок

Ассиметричный рисунок – показатель шин, адаптированных к разным дорожным условиям. Автомобили, оснащенные ими, увереннее держат дорогу, безопаснее ведут себя на поворотах. Вода из-под колес отводится быстро и эффективно, сцепление с дорогой – улучшенное. Многочисленные тесты летних шин показали, что автомобили с такими шинами отличаются высокой курсовой устойчивостью, что наделяет их преимуществами при перестроениях и иных манипуляциях. Колеса можно без опасений переставлять местами.

Чтобы избежать ошибок посмотрите тесты летних шин, проведенные компетентными компаниями. Понять, как ведет себя резина можно только в практических условиях. А стоит ли все пробовать на себе, если можно поверить профессионалам и сэкономить бюджетные средства? Помните о том, что шина – важный компонент авто, напрямую влияющий на вашу безопасность. И подходить к их выбору нужно вдумчиво и неторопливо.
- 1
- 2
- Следующая >